МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «ГОРОД МЕЩОВСК» НА 2016-2018 ГОДЫ»


41.1 Кб
скачать

Приложения

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «ГОРОД МЕЩОВСК»
НА 2016-2018 ГОДЫ»

Содержание


1. Паспорт Программы.

2. Общие сведения.

3. Содержание проблемы.

4. Цели и задачи Программы.

4.1 Цели Программы.

4.2 Задачи Программы.

5. Сроки реализации Программы.

6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы.

7. Механизм реализации и порядок контроля за ходом реализации Программы.

8. Перечень мероприятий.

Приложения:

Приложение 1. Перечень мероприятий муниципальной целевой программы «Энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования городского поселения «Город Мещовск» на 2016-2018 годы»

1. Паспорт программы

Наименование Программы - Муниципальная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории городского поселения «Город Мещовск» на 2016-2018 годы»
(далее – Программа)

Основания для разработки Программы - Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»;
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 (ред. от 22.07.2013) «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221 (ред. от 03.12.2014, с изм. от 28.08.2015) «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд»;
- Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2009 № 1830-р (ред. от 23.09.2010) «Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в РФ»;
- Приказ Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
- Приказ Минпромэнерго РФ от 04.07.2006 № 141 «Об утверждении Рекомендаций по проведению энергетических обследований (энергоаудита)».

Заказчик
программы Администрация городского поселения «Город Мещовск»
Разработчик программы Администрация городского поселения «Город Мещовск»

Цели и задачи Программы Основной целью Программы являются повышение энергетической эффективности при передаче и потреблении энергетических ресурсов в МО городского поселения «Город Мещовск», создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального образования на энергосберегающий путь развития:
- снижение нагрузки на бюджет по оплате энергоносителей, улучшение среды проживания;
- создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального образования на энергосберегающий путь развития.

Задачи Программы:
- создание оптимальных нормативно-правовых, организационных и экономических условий для реализации стратегии энергоресурсоcбережения;
- проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при передаче и потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоемкости экономики территории;
- проведение энергетических обследований;
- совершенствование системы учета потребляемых энергетических ресурсов муниципальными зданиями и учреждениями;
- внедрение энергоэффективных устройств (оборудования и технологий) на объектах муниципальной собственности;
- расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов;
- повышение уровня компетентности работников муниципальных учреждений в вопросах эффективного использования энергетических ресурсов.


Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы - объем экономии топливно-энергетических ресурсов;
- доля муниципальных учреждений, в которых проведены энергетические обследования;
- доля муниципальных учреждений, для которых установлены лимиты потребления энергоресурсов;
- доля расчетов потребителей муниципальной
бюджетной сферы, производимых по показаниям приборов учета;
- количество установленных энергосберегающих светильников в системе наружного освещения
- объем потребления электроэнергии системой наружного освещения

Сроки и этапы реализации

Перечень
2016-2018 годы

Приложение: «Перечень мероприятий
мероприятий муниципальной целевой программы «Энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории городского поселения «Город Мещовск» на 2015-2017 годы»

Источники финансирования Программы Бюджет области (при наличии софинансирования);
Бюджет муниципального образования городского поселения «Город Мещовск» на 2015-2017 годы; иные источники финансирования, не противоречащие законодательству РФ

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - переход на приборный учет при расчетах;
- сокращение расходов электрической энергии в муниципальных зданиях;
- экономия электрической энергии в системах наружного освещения;
- наличие в органах местного самоуправления актов энергетических обследований на уровне 100 процентов от общего количества зданий;
- сокращение удельных показателей энергопотребления;
- повышение заинтересованности в энергосбережении;
- создание муниципальной нормативно-правовой базы по энергосбережению и стимулированию повышения энергоэффективности.

 

2. Общие сведения

Муниципальное образование городское поселение «Город Мещовск» входит в состав Мещовского района Калужской области. Административный центр – г. Мещовск. Общая площадь земель муниципального образования городского поселения «Город Мещовск» 3862 гектар. Городское поселение «Город Мещовск» включает в себя сорок девять населенных пункта. На территории поселения проживает 4 162 человека.

3. Содержание проблемы

В настоящее время экономика и бюджетная сфера характеризуется повышенной энергоемкостью по сравнению со средними показателями Калужской области, в связи с тем, что для отапливания зданий, являющихся муниципальной собственностью ГП «Город Мещовск» используются электрические конвекторы, а так же большой процент использования ламп ДРЛ в светильниках наружного освещения.
При существующем уровне энергоемкости социальной сферы муниципального образования дальнейшие изменения стоимости энергетических ресурсов приведут к следующим негативным последствиям:
- росту затрат учреждений муниципального образования на оплату энергетических ресурсов;
- снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление;
- опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных учреждений культуры и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.
Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по повышению энергетической эффективности при потреблении энергии на территории муниципального образования и прежде всего в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях.
Основным инструментом управления энергосбережением
является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение муниципальных целевых программ энергосбережения.
В предстоящий период на территории муниципального образования должны быть выполнены установленные Законом требования в части управления процессом энергосбережения, в том числе:
- применение энергосберегающих технологий при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства;
- проведение энергетических обследований;
- учет энергетических ресурсов;
- нормирование потребления энергетических ресурсов.
Необходимость решения проблемы энергосбережения программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:
1. Невозможностью комплексного решения проблемы в требуемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма;
2. Комплексным характером проблемы и необходимостью координации действий по ее решению.
3. Необходимостью обеспечить выполнение задач социально-экономического развития, поставленных на федеральном, региональном и местном уровне.
Принятый Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является основным документом, определяющим задачи долгосрочного социально-экономического развития в энергетической сфере, и прямо указывает, что мероприятия по энергосбережению и эффективному использованию энергии должны стать обязательной частью региональных программ социально-экономического развития регионов.
Основные риски, связанные с реализацией Программы, определяются следующими факторами:
- ограниченностью источников финансирования программных мероприятий и неразвитостью механизмов привлечения средств на финансирование энергосберегающих мероприятий;
- неопределенностью конъюнктуры и неразвитостью институтов рынка энергосбережения;
- незавершенностью реформирования энергетики и предстоящими изменениями в управлении отраслью на федеральном уровне.
В настоящее время создание условий для повышения эффективности использования энергии и других видов ресурсов становится одной из приоритетных задач социально-экономического развития городского поселения «Город Мещовск».

4. Цели и задачи Программы

4.1. Цели Программы

Основными целями Программы являются повышение энергетической эффективности при потреблении энергетических ресурсов городского поселения «Город Мещовск» за счет снижения к 2018 году удельных показателей энергоемкости и энергопотребления учреждений на 10 процентов, создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального образования на энергосберегающий путь развития.
4.2. Задачи Программы
Для достижения поставленных целей в ходе реализации Программы органам местного самоуправления необходимо решить следующие задачи:
4.2.1. Проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоемкости экономики и бюджетной сферы территории.
Для этого в предстоящий период необходимо:
- создание муниципальной нормативной базы и методического обеспечения энергосбережения, в том числе:
- разработка и принятие системы муниципальных нормативных правовых актов, стимулирующих энергосбережение;
- создание системы нормативно-методического обеспечения эффективного использования энергии и ресурсов, включая применение энергосберегающих осветительных установок.
4.2.2. Запрет на применение не энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов.
Для решения данной задачи необходимо при согласовании проектов строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также при приемке объектов капитального строительства ввести в практику применение требований по ресурсоэнергосбережению, соответствующих или превышающих требования федеральных нормативных актов, и обеспечить их соблюдение.
4.2.3. Проведение энергоаудита, энергетических обследований.
Для выполнения данной задачи необходимо организовать работу по:
- проведению энергетических обследований в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях;
- проведению энергосберегающих мероприятий (проведение энергетических обследований, обеспечение приборами учета коммунальных ресурсов, устройствами регулирования потребления тепловой энергии, утепление фасадов) при капитальном ремонте зданий, находящихся в муниципальной собственности.
4.2.4. Обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов.
Для этого необходимо оснастить приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии все органы местного самоуправления, муниципальные учреждениями и перейти на расчеты между организациями муниципальной бюджетной сферы и поставщиками коммунальных ресурсов только по показаниям приборов учета.
4.2.5. Нормирование и установление обоснованных лимитов потребления энергетических ресурсов.
Для выполнения данной задачи необходимо:
- разработать методику нормирования и установления обоснованных нормативов и лимитов энергопотребления в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях;
- учитывать показатели энергоэффективности серийно производимых машин, приборов и оборудования, при закупках для муниципальных нужд.

Поставленная цель и решаемые в рамках Программы задачи направлены на повышение эффективности использования энергетических ресурсов при их потреблении. Проведенный анализ муниципальных целевых программ позволяет сделать вывод, что указанные цели и задачи решаются впервые и Программа не дублирует цели и задачи других утвержденных и действующих муниципальных целевых программ.
Достижение поставленной цели не решает в полной мере проблему высокой энергоемкости бюджетной сферы муниципального образования, но позволяет выполнить первый этап решения данной проблемы: создать к 2018 году условия для перевода бюджетной сферы муниципального образования на энергосберегающий путь развития и значительно снизить негативные последствия роста тарифов на основные виды топливно-энергетических ресурсов.

5. Сроки реализации Программы

Программа реализуется в 2016-2018 годах.

6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы

В ходе реализации Программы планируется достичь следующих результатов:
- наличия в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях:
- актов энергетических обследований;
- установленных нормативов и лимитов энергопотребления;
- сокращения удельных показателей энергоемкости и энергопотребления предприятий и организаций на территории муниципального образования на 10 процентов по сравнению с 2015 годом (базовый год);
- снижения относительных затрат местного бюджета на оплату коммунальных ресурсов.
Реализация программных мероприятий даст дополнительные эффекты в виде:
- формирования действующего механизма управления потреблением топливно-энергетических ресурсов муниципальными учреждениями всех уровней и сокращение бюджетных затрат на оплату коммунальных ресурсов;
- снижения затрат на энергопотребление муниципальных учреждений муниципального образования в результате реализации энергосберегающих мероприятий;
- создания условий для принятия долгосрочных программ энергосбережения муниципального образования;
- внедрения в строительство современных энергоэффективных решений на стадии проектирования; применения энергоэффективных строительных материалов, технологий и конструкций, системы экспертизы энергосбережения.
Выполнение программы позволит обеспечить более комфортные условия проживания населения городского поселения «Город Мещовск», путем повышения качества предоставляемых коммунальных услуг и сокращение теплоэнергоресурсов. Повысить безопасность эксплуатации и надежность работы оборудования благодаря переходу на менее энергоемкое оборудование. Улучшить экологическое и санитарно-эпидемиологическое состояние территории.

7. Механизм реализации и порядок контроля за ходом реализации Программы

Реализация Программы обеспечивается за счет проведения программных мероприятий на следующих уровнях:
- муниципальные учреждения;
- органы местного самоуправления.
При реализации программных мероприятий в учреждениях
руководитель, с учетом содержащихся в настоящем разделе рекомендаций и специфики деятельности учреждения, организует работу по управлению энергосбережением, определяет основные направления, плановые показатели деятельности в этой сфере и несет ответственность за эффективность использования энергии и ресурсов в учреждении.
Муниципальный заказчик определяют основные направления и плановые показатели деятельности по управлению энергосбережением, обеспечивают мотивацию и контроль достижения установленных отраслевых показателей энергоэффективности, а также несет ответственность за достижение утвержденных показателей и индикаторов, позволяющих оценить ход реализации Программы.
В отношении муниципальных организаций: муниципальных учреждений, а также органов местного самоуправления, - управление Программой осуществляется в основном административными (организационно-распорядительными) методами в сочетании с использованием экономических стимулов и мер морального поощрения персонала.
Финансирование программных мероприятий осуществляется непосредственно муниципальным заказчиком из средств, предусмотренных на реализацию программных мероприятий по энергосбережению.
Порядок финансирования программных мероприятий устанавливает Администрация городского поселения «Город Мещовск».
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится с обязательным учетом требований действующего законодательства и принятых органами государственной власти и местного самоуправления рекомендаций по обеспечению энергосберегающих характеристик закупаемой продукции.
Администрация городского поселения «Город Мещовск»:
- обеспечивает реализацию программных мероприятий;
- осуществляет мониторинг хода реализации Программы, в том числе сбор и анализ статистической и иной информации об эффективности использования энергетических ресурсов;
- контролирует выполнение в установленные сроки программных мероприятий, эффективность и целевое использование выделенных на реализацию Программы бюджетных средств;
- планирует программные мероприятия на очередной финансовый год, готовит предложения по корректировке;
- готовит и (или) согласовывает проекты нормативных правовых актов по вопросам энергосбережения;
- выполняет иные функции по управлению программными мероприятиями в соответствии с действующим законодательством и Программой.
Предусмотренные Программой финансово-экономические механизмы и механизмы стимулирования распространяются на лиц, являющихся исполнителями программных мероприятий.
Финансирование энергосберегающих мероприятий за счет средств местного бюджета осуществляется в соответствии с решением Городской Думы городского поселения «Город Мещовск» о бюджете на соответствующий финансовый год.
Объем и структура бюджетного финансирования Программы согласовываются с муниципальным заказчиком Программы и подлежат ежегодному уточнению в соответствии с возможностями бюджета и с учетом фактического выполнения программных мероприятий.

8. Перечень мероприятий

Система мероприятий по достижению целей и показателей Программы, обеспечивающих комплексный подход к повышению энергоэффективности отраслей социальной сферы включена в «Перечень
мероприятий муниципальной целевой программы «Энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории городского поселения «Город Мещовск» на 2016-2018 годы» в муниципальных учреждениях»

Приложения

Дата создания материала: 15-10-2015. История изменений

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *

Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.