Председатель ликвидационной комиссии
График приема граждан
Территориальное общественное самоуправление
Наша сила – в наших гражданах
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - это самоорганизация граждан по месту жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.
Сегодня уже можно сказать, что территориальное общественное самоуправление становится эффективным институтом гражданского общества. Кроме того, ТОСы являются площадкой для согласования позиций по существенным вопросам между властью и населением.
Территориальное общественное самоуправление может работать по десяткам направлений, начиная с мониторинга и анализа ситуации и заканчивая благотворительностью. В то же время именно органы территориального общественного самоуправления должны формулировать предложения по развитию своих территорий, организации их жизнедеятельности.
Одной из важных функций ТОС является просветительская работа. Это не только информирование населения о решениях органов местного самоуправления, принятых, в том числе, по предложению или при участии территориального общественного самоуправления. Это и содействие повышению правовой грамотности населения, участие в духовно-нравственном воспитании молодежи. Нельзя не учитывать в деятельности ТОС и такую важную составляющую как формирование уникальных обрядов и традиций территории ТОС, развитие народного творчества. Создание традиций начинается с целенаправленной и заинтересованной организации отдыха населения, проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, праздников.
Изучение практики работы ТОС на территории России показало, что во многих территориях ТОС уже действуют клубы по интересам, ведется работа с детьми и подростками, оказывается содействие в организации отдыха детей в каникулярное время, организуется работа детских клубов, детских площадок.
Часть 3 статьи 2 федерального закона «О некоммерческих организациях» допускает создание некоммерческих организаций не только в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, но и в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Важно отметить, что органы территориального общественного самоуправления отличаются от общественных объединений. Прежде всего, тем, что действуют исключительно в пределах части территории муниципального образования и объединяют население на основе совместной работы по выполнению определенных задач в области обслуживания общественных потребностей граждан, охраны их прав и интересов.
В соответствии с Положением «О территориальном общественном самоуправлении на территории муниципального образования» территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС.
На регистрацию ТОС в Городскую Думу представляются следующие документы:
- решение Городской Думы об установлении границы территории, на которой организуется осуществление ТОС;
- протокол собрания или конференции граждан, в котором содержится принятое решение об организации ТОС на соответствующей территории;
- список участников собрания, в случае проведения конференции - список делегатов конференции с указанием нормы представительства и протоколы собрания по выдвижению делегатов;
- устав, принятый собранием, конференцией граждан.
Копия зарегистрированного устава ТОС направляется в администрацию муниципального образования. Представленные в Городскую Думу документы рассматриваются в течение одного месяца со дня их поступления. По результатам рассмотрения документов главой муниципального образования принимается распоряжение о регистрации устава территориального общественного самоуправления, либо возвращаются документы с мотивированным отказом в регистрации.
На основании распоряжения главы муниципального образования о регистрации устава ТОС вносится соответствующая запись в реестр ТОС.
Ведение и хранение реестра ТОС возлагается на администрацию муниципального образования .
Территориальное общественное самоуправление также может являться юридическим лицом и в этом случае подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации в порядке, установленном действующим законодательством.
Органы ТОС также вправе участвовать с правом совещательного голоса в работе заседаний представительных органов местного самоуправления при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы жителей территорий ТОС. Органы и должностные лица местного самоуправления, а также депутаты законодательных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления на территории своих избирательных округов оказывают содействие органам ТОС в осуществлении полномочий.
Представленные направления органы ТОС реализуют посредством полномочий, предоставленных им местной властью. Следовательно, функционирование территориального общественного самоуправления основано на постоянном их взаимодействии с органами местного самоуправления. В частности, одной из форм такого взаимодействия является заключение соответствующих соглашений между ними. Данное мнение подтверждает мнение о том, что обязанность местных органов власти взаимодействовать с органами территориального общественного самоуправления должна быть закреплена законодательно.
Вполне обоснованно может возникнуть вопрос: возможно ли делегирование органам ТОС отдельных полномочий органов местного самоуправления? ТОС не являются органами местного самоуправления, то есть органами публичной власти. ТОС – это одна из форм участия населения в местном самоуправлении, реализация которой зависит от желания граждан непосредственно предпринимать практические действия в сфере вопросов местного значения. Поэтому некорректно говорить о передаче полномочий органов местного самоуправления ТОСам. Вместе с тем органы местного самоуправления в соответствии с ФЗ № 131-ФЗ вправе привлекать ТОС на договорных условиях к решению вопросов местного значения, выделяя им на определенные цели средства местных бюджетов. В данном случае речь идет именно о праве органов местного самоуправления. ФЗ № 131-ФЗ не содержит положений о том, что в случае осуществления на определенной территории ТОС органы местного самоуправления обязаны заключать с ним соглашение.
О повышении гражданской активности населения не раз говорилось на всех уровнях власти. Идея общественного самоуправления получает развитие по целому ряду параметров: соседские сообщества превращаются в ячейки социального партнерства, появляются возможности решения проблем, переходящих с бытового на социальный уровень.